Как правильно наказывать ребенка

Как правильно наказывать ребенка

как наказывать ребенкаКак правильно наказывать ребенка за непослушание, это постоянная моя  духовная работа над собой и своим характером. В связи со своим мягкосердечием мне очень тяжело наказывать детей, чтобы они не сделали. И даже просто быть с ними строгой, это тоже для меня достаточно тяжело. И даже поставить границы дозволенного и то невероятно трудно. Но маме с 5 детьми, твердость характера нужна однозначно, если конечно хочется остаться здоровой, разумной и организованной. Как этого достичь, и какие альтернативные способы наказаний – ненаказаний я нашла для своих детей, я расскажу в этой статье.  В моем детстве был только один случай, когда мама  взяла в руки ремень и наказала меня. И я запомнила это на всю жизнь, какую боль и стыд я испытывала в этот момент. И я понимаю, что сама я буду переживать больше чем ребенок, если буду наказывать ремнем. И плюс ко всему, самое главное, я не дам ребенку понимания таким способом, что он, что то сделал не правильно. Он будет испытывать только страх передо мной, но не осознание своего поступка.Поэтому физическое наказание я отмела сразу, как способ воспитания.

В связи с этим, когда ребенок что то натворил, что для меня кажется не достойным, я вначале разговариваю с ним, чтобы понять, понимает ли ребенок свой поступок, случайность это, или просто незнание, например каких- то правил поведения.  Я стараюсь объяснить ребенку, что чувствует в этот момент другой человек, и задаю вопрос, хотел бы он, чтобы с ним поступали так же, как он сейчас поступил с другим человеком. Уточняю, что испытывает сейчас он.  И после осознания ребенка своих неверных действий, мы ищем способ извиниться и что-то сделать приятное этому человеку.

Здесь включается главный принцип наказания, сделать что — то такое, чтобы кардинально изменить свое поведение и помочь ребенку исправить свою ошибку, чтобы он сам стал чище, добрее и мудрее, через этот опыт.


Еще, здесь есть очень важный момент, если ситуация произошла в общественном месте, важно не повестись на личные амбиции и желание хорошо выглядеть, а прояснить ситуацию, один на один с ребенком, тем самым не унижая и не оскорбляя его. Важно соблюдать тон, в котором ведется разговор и какие личные эмоции транслируются ребенку.  Часто мы, не замечая этих моментов, транслируем – ты ужасный, ты вредный, я тебя не люблю такого, и что самое страшное, я тебя убила бы сейчас.

разговор с ребенкомКонечно, нам бы хотелось, чтобы ребенок был всегда послушным и хорошим, но ребенок это самостоятельная личность, ОН НЕ НАША СОБСТВЕННОСТЬ! У него есть своя индивидуальность и свой характер, и он пришел получать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СВОЙ ОПЫТ В ЭТОМ ВОПЛОЩЕНИИ, который должен ему помочь, стать более развитой духовно личностью.  И что еще немаловажно, ВАШ РЕБЕНОК, ЭТО НЕ ВАШ РЕБЕНОК, ЭТО ДИТЯ БОГА. И ЭТО ВАШ УЧИТЕЛЬ! И когда он совершает, какие то проказы, то это он как зеркало, отражает  вам, ваши несовершенства и пути развития. И если вы убираете свои «заморочки», то у ребенка его «погрешности», уходят сами собой!

 

Исходя из всего вышесказанного, определю принцип поведения родителей в моменты обще — учебной тревоги))):

  • Поговорить с ребенком и понять его мотивы поведения. Выслушать его. Если чувствуете, что сейчас в вас кипят эмоции, и вам трудно адекватно разговаривать, то лучше оставьте этот разговор, на тот момент, когда вы придете в себя и найдете лучшую форму поведения. Можно сказать – «Я сейчас очень огорчена твоим поведением и пока не могу говорить об этом, но мы обязательно вернемся к этому разговору».
  • Обязательно дать ребенку пережить те эмоции, которые он сейчас проявляет, не запихивая их  шаблонами «мальчики не плачут», «девочка должна быть хорошей» и т.д. Дети не ваша собственность и они имеют право на ошибку, имеют право на время для собственного осознания своего поведения. Поэтому очень хорошо  оставлять детей на какое то время побыть одним, чтобы переосмыслить ситуацию.  Но это только, если им сейчас не нужна ваша помощь.
  • Подумать, что транслирует вам ваш ребенок? И начать самостоятельно работать с этой чертой характера.
  • Если, как вы считаете за поступок, требуется наказание, то пусть оно будет таким, чтобы помочь ребенку стать лучше. Помогите развить ребенку навыки, умения и такие достоинства, как честность, доброта, любовь, мудрость, смелость и т.д.

 

Например, приведу ситуацию из нашей жизни. Тимуру 6 лет, и я его  попросила принести в теплицу ножницы. По дороге, когда он нес ножницы, проходя через дверь, на которой висит штора от мух, он ее разрезает посередине, делая разрез во весь свой рост.  Соответственно, действуя  по принципу, помочь стать  лучше, после разговора, я вручила ему нитки и иголку и предложила зашить. Но предварительно, показала, как это делается. Штору  конечно не вернешь, но через этот урок развился у мальчиков интерес к шитью. И мы за это лето, научились пришивать пуговки и маленькие дырочки. Теперь они часто просят сами зашить свои порванные штанишки. )

Еще несколько примеров, если насорили во время того, как кушали, то просим самостоятельно подмести, или пропылесосить.

Если с кем то поругались или подрались, из своих друзей, то после беседы, мы думаем, как что-то приятное сделать этому человеку. Например, поделку, или собственноручно приготовленные домашние конфетки. И учимся просить прощение.

Если намусорили на улице, идем с пакетами чистить территорию.

СТАВИМ ГРАНИЦЫ


Наказание ребенка должно быть только за то, что ребенок знает, что это ему нельзя было делать. То есть изначально ребенку необходимо рассказать ваши жизненные принципы, и общечеловеческие ценности, которые нарушать он не должен. Поставленные вовремя границы облегчат вам жизнь и отношения с ребенком.  Также наказание, должно быть свойственно возрасту ребенку и его психики. Если ребенок очень восприимчив, то слова и свои действия нужно взвешивать несколько раз, стараясь никоем образом не нанести дополнительную травму малышу. До 3 лет, дети часто не соотносят свой поступок и наказание. И поэтому в этом возрасте лучше как раз и использовать силу слова  и рассказывать о границах и дозволенностях. Но сразу приготовьтесь, что объяснять придется не один десяток раз. И всегда терпеливо и с любовью.

                                      Именно любовь, движущая сила в наказании!!!

Как быть если вы с горяча не справедливо наказали ребенка?

Если такое произошло, и вы не смогли справиться со своими эмоциями, то когда вы сможете прийти в себя, попросите у ребенка прощения. И честно скажите, что вы только учитесь быть мамой и папой и тоже совершаете на этом пути ошибки.  Если ребенок уже взрослый и вам очень трудно строить с ним открытый диалог, то лучше всего написать ему письмо, где открыть свое сердце. Но ребенок в полном праве прощать или не прощать вас. Ничего не требуйте взамен, просто продолжайте его любить. Без условий и желания сотворить из него «героя этого времени». Только принимая его таким, какой он есть и занимаясь собственным развитием, а ни его дрессировкой, вы сможете воспитать действительно достойную личность. Умеющую достойно проходить свои взлеты и падения, разочарования и успех.

 

И в заключении, мне очень хочется поделиться видео с величайшим педагогом нынешнего времени Шалвой Амонашвили, который в интервью с Владимиром Довганем рассказывает о 3 основных заповедях воспитания детей.

 

С любовью Оксана Моторина

Понравилась статья? Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные анонсы.
 
Ваш e-mail: * Ваше имя: *

Комментариев нет

Оставить комментарий